Несмотря на многочисленные заявления критиков российских железных дорог, данный вид транспортного сообщения в нашей стране на протяжении многих лет является одним из наиболее стабильных и надежных. Кроме того, РЖД до сих пор остается заметным потребителем металлургической продукции.
Несмотря на развитие строительной отрасли, рост протяженности железных дорог в России практически прекратился. Пик объемов грузоперевозок РЖД пережила еще в 1990 году, а на сегодняшний день они почти на 35 % ниже показателей того времени. При этом заметна тенденция к стабилизации — например, по результатам 2015 года железнодорожные грузоперевозки снизились только на 1 %, в то время как грузооборот даже увеличился (на 0,2 %). Такое повышение происходит, несмотря на сокращение протяженности второстепенных железнодорожных путей (необщего пользования). В результате этого дороги, которые обслуживали российские предприятия, уменьшились на 35 тыс. км. При этом основные пути сохранились, и сегодня их протяженность составляет около 85 тыс. км (по данному показателю Россия занимает 3 место в мире, уступая лишь США и Китаю, хотя территориально заметно превосходит их).
Интересно, что тенденции развития железнодорожного транспорта в «странах-конкурентах» диаметрально противоположные. К примеру, в США за 25 лет протяженность путей сократилась более чем наполовину, в то время как в Китае, наоборот, рост происходит с темпами около 10 % в год. Однако общая тенденция во всем мире демонстрирует опережающее развитие других типов транспорта. В первую очередь растет объем более экономичных морских грузовых перевозок и более удобных с логистической точки зрения автомобильных. В России данные тенденции не отличаются от мировых — автоперевозки стремительно набирают популярность. Однако пока речь о вытеснении железнодорожного транспорта с рынка в РФ не идет.
Сеть РЖД по-прежнему перевозит более 90 % грузов горно-металлургической отрасли. Например, по результатам прошлого года общий объем железнодорожных перевозок черных металлов в Российской Федерации составил около 71 млрд т, что на 0,6 % ниже показателей 2014 года. Объемы транспортировки железных и марганцевых руд составили 109 млн т, кокса — 11,1 млн т, лома — 15 млн т. Наблюдается незначительный спад в пользу автомобильного транспорта в сфере перевозок металлолома и некоторых видов строительного проката, однако на конъюнктуре рынка это практически не сказывается.